Общество > Персоналии

5097

Люди земли Речицкой. Владимир Рабенок. Педагог и руководитель особого склада и таланта

 1

Есть люди как звёзды: каким бы делом ни занимались, в какой бы профессии ни трудились, они всегда заметны, видятся на расстоянии. Потому что эти люди особого склада: отличаются профессионализмом, работают с энтузиазмом и вдохновением, преданы своему делу и верны себе. А пройдя достойно свой трудовой путь, оставляют после себя заметный и памятный след. Среди таких – почётный ветеран педагогического труда, «Выдатнік адукацыі Рэспублікі Беларусь», первый и незабываемый директор СШ № 10 г. Речицы, он же первый и бессменный в 1991–2011 гг. директор Речицкого педагогического колледжа ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ РАБЕНОК.

Он хорошо известен многим речичанам, общественности, в педагогических и производственно-трудовых коллективах. Ведь на Речицкой земле состоялось его профессиональное становление, прошла основная трудовая жизнь, вложено много сил, энергии и таланта.

В эти дни Владимир Иванович принимает многочисленные поздравления и слова благодарности в связи со своим 70-летним юбилеем.

Накануне визита я поговорил с теми, кому довелось с Владимиром Ивановичем работать в комсомоле, партийных органах, в сфере образования. И как говорится, дай Бог каждому из нас услышать в свой адрес те слова, которые были сказаны о нашем юбиляре. Все отмечают его неиссякаемую энергию и повышенную ответственность, отзывчивость, прямоту и справедливость. Самое тёплое воспоминание сохранили о своём директоре и выпускники педколледжа,
отмечая не только его требовательность, но и добродушие, весёлость в характере.

Минувшее проходит предо мною…

Посеребренный сединой, с немного насмешливыми, проницательными глазами Владимир Иванович сразу же расположил к себе своей манерой разговора, остроумием и живостью своего темперамента. И мне в день встречи хотелось говорить с ним не только об ушедших заботах и прошлых делах, но и побеседовать как уже с умудрённым жизнью человеком. И я начал наш разговор с вопроса: «Поведайте, пожалуйста, нашим читателям, как Вы пошли по нелёгкой педагогической стезе?»

– Скорее всего, она дана мне судьбой, а от неё, как утверждают, не уйдёшь. У меня крестьянско-интеллигентское происхождение. Родился на Гомельщине в д. Хобное, что в Калинковичском районе. Мой отец, Иван Павлович, бывший фронтовик-орденоносец, работал в колхозе бригадиром-полеводом, потом организовал и по-хозяйски успешно руководил колхозной огороднической бригадой, за что отмечен трудовыми медалями и орденом. Мать, Александра Антоновна, была учительницей начальных классов. С её стороны в нашем роду многие посвятили себя педагогическому труду. И она, педагог старой довоенной закалки, не раз наставляла меня: «Сынок, лучше профессии, чем у меня, нет на земле. Ты будешь работать с чистыми детскими душами и радоваться, что сеешь в них разумное и зёрнышки добра. Вот иду я, а люди встречают меня с улыбкой, благодарят за детей. Наши трудолюбивые родители воспитывали меня и троих моих братьев личным примером. И, естественно, мы, равняясь на них, росли крепкими и физически сильными. С детства у меня была тяга к спорту. Футбол, лёгкая атлетика, лыжи – в этих видах спорта я не был дилетантом, выступал за сборную своего района. После десятилетки, не поступив в Гомельский пединститут на факультет физвоспитания, в течение года работал учителем физкультуры в своей родной школе.

Потом у Владимира Рабенка была срочная военная служба в Украине в ракетных войсках стратегического назначения, о чём он и поныне говорит с гордостью. В армии был воином-отличником, в течение двух лет избирался секретарём комитета комсомола своей войсковой части. По увольнении в запас в звании старшины, с отличной характеристикой-рекомендацией и Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ он направляется в Москву для поступления в Высшую школу КГБ. «Отбирали туда самым тщательным образом, – говорит ветеран. – Я успешно прошёл все спецпроверки, сдал жёсткие нормативы и почти все экзамены, но провалился на последнем – по немецкому языку. Плохо знал грамматику, сказались изъяны учёбы в сельской школе».

В том же году Владимир Рабенок с ходу поступает в Гродненский техникум физической культуры. Там учится успешно и как активист-общественник избирается освобождённым секретарём комитета комсомола. По окончании техникума с красным дипломом он выбирает ближайший к столице Пуховичский район. К этому времени Владимир стал уже семьянином. Его избранница – односельчанка, студентка исторического факультета Белгосуниверситета Нина Санько.

В Пуховичском райотделе образования, в котором ощущалась проблема кадрового дефицита, его, способного молодого специалиста, вместе в женой направляют, как говорится, на прорыв: в одну из самых отдалённых от райцентра мало-
комплектную среднюю школу в д. Зорьку.

– За четыре года свой работы учителем физкультуры и начальной военной подготовки, – вспоминает ветеран, – вместе с коллегами я сумел создать в этой школе неплохую учебно-спортивную базу и вывести школу по спорту в число лидирующих в районе.

А затем по семейным обстоятельствам семья переезжает на свою малую родину. Там, в средней школе, Владимир Иванович работает в прежней должности. И опять он верен себе, проявляя ответственность и лидерские качества. Скоро как лучшего учителя заносят на районную Доску почёта, а как лучший спортсмен он защищает честь района в составе сборной по футболу и легкой атлетике.

С таким спортивным размахом и наработанным педагогическим опытом Владимир Рабенок переезжает в Речицу и работает методистом гороно по своему профилю. Объём его обязанностей, интересов и кругозор расширились, способствовали профессиональному росту. В годы работы методистом гороно (а их девять в трудовом стаже юбиляра) он окончил филологический факультет БГУ, совершенствовал свой опыт как педагог и организатор.

Очередные рубежи

В 1987 г. В. И. Рабенка назначают директором строящейся в Речице СШ № 10.

– Эту школу я считаю своим детищем, – говорит юбиляр. – Построена была в течение года, в короткий срок укомплектована хорошим педколлективом. Школа стала крупнейшей в городе: 54 классо-комплекта, и экспериментальной в постановке физкультурно-спортивной работы. В каждом классе было введено четыре урока физкультуры в неделю. Одних только учителей физкультуры было 12. Эксперимент имел успех. Наш опыт приезжали изучать из Министерства образования и Министерства спорта БССР, одобряли и давали хорошую оценку. На базе школы проходили областные и республиканские семинары.

Это был ещё один завоёванный Владимиром Рабенком трудовой рубеж.

1989 год. На городском партийно-хозяйственном активе В. И. Рабенка на альтернативной основе (было пять авторитетных претендентов) избирают на ответственную тогда должность – II секретарём Речицкого горкома КПБ. И он окунается в новые, более масштабные дела, пополняет свои знания и опыт. Позже, проявляя политическую и гражданскую зрелость, достойно выдерживает все испытания, последовавшие после развала Союза и КПСС.

Наиболее полно педагогический и организаторский талант В. И. Рабенка раскрылся в годы его работы первым и бессменным в течение 20 лет директором Речицкого педколледжа.

В 1991 году на базе технического училища № 86 нефтяников в Речице в качестве эксперимента было открыто педагогическое училище для подготовки учителей белорусского языка и литературы, учителей немецкого и английского языков для базовых школ районов, пострадавших от Чернобыльской аварии. На то время по своей специфике оно было единственным таким учебным учреждением в республике. Его порог 1 сентября должны были переступить 120 учащихся. Перед директором и небольшим педколлективом в 12 человек была поставлена задача: ускоренными темпами произвести реконструкцию ТУ № 86 нефтяников, превратить его бывшие мастерские в комфортные кабинеты и аудитории, создать нужные объекты общественно-бытового, спортивного и культурного назначения и ещё – найти и обеспечить учащихся нужным учебно-методическим материалом. В. И. Рабенок становится энтузиастом и организатором в этом ответственном деле. Уже опытный хозяйственник, энергичный, горевший на работе, он требует этого и от других.

Окунаясь в те прошлые годы, Владимир Иванович с большой благодарностью вспоминает своих шефов и спонсоров: ПДО «Речицадрев» (директора В. Д. Богуш, Н. И. Ткаченко), Речицкий ПЭС (А. А. Петух), ГАП-7 (А. А. Ермаченков), УКС горисполкома (начальник В. М. Джум), СП «Древпроминвест» (Б. И. Грицок), бригада отделочников СУ-164 (А. В. Орлова). Без их шефской помощи, не имея соответствующего из бюджета финансирования, реконструкция и переоборудование в педколледже были бы делом трудным и сложно выполнимым.

Коллектив, где его ценят и помнят

За 20 лет плодотворной работы В. И. Рабенка директором в педколледже была создана богатая и разносторонняя учебно-материальная и методическая база, которая и сегодня позволяет проводить учебно-воспитательный процесс на высоком современном уровне. Ведь было оборудовано 25 учебных кабинетов и лабораторий, в их числе семь лингафонных, один – информационных технологий и др. При В. И. Рабенке сложился стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив. За эти годы из стен педколледжа вышло 18 выпусков. А это более 2000 учителей белорусского языка и литературы, иностранных языков (английский, немецкий, французский).

И во всё это были вложены энергия, энтузиазм, талант и творчество Владимира Ивановича. С большим уважением отзывается о Владимире Ивановиче И. М. Абрамович, бывший зам. директора педколледжа: «Владимир Рабенок – хороший педагог, достойный человек. Очень живой и подвижный, эмоциональный и располагающий. Обладает необычайным даром педагогического магнетизма и таланта. С одной стороны был твёрдым, с другой – гибким. С отцовской теплотой относился к студентам. За них переживал: и за нерадивых, и за талантливых. Такие педагоги-руководители становятся кумирами на всю жизнь».

В 1996 г. В. И. Рабенок был удостоен звания «Выдатнік адукацыі Рэспублікі Беларусь». За достигнутые успехи в подготовке квалифицированных педагогических кадров награждён двумя Почётными грамотами Совета Министров Республики Беларусь. В его трудовой копилке – Почётные грамоты Министерства образования, Гомельского облисполкома, Речицких гор- и райисполкомов.

Главной же ценностью для Владимира Ивановича являются не награды, а коллектив педколледжа, в который он вложил душу и энергию, который строил он и учил не просто трудиться, но и совершенствоваться адекватно требованиям времени.

Речицкий колледж всегда был и остаётся одним из лучших учебных заведений. Об этом свидетельствуют публикации в областных, республиканских газетах и журналах, множество престижных наград, призов и дипломов. Связь поколений, десятилетиями накапливаемый опыт – сегодня главное богатство педколлектива колледжа.

О коллегах с благодарностью

– Можете ли Вы назвать имена настоящих педагогов-профессионалов, работавших под Вашим началом в педагогическом колледже?

– С профессионалами работать было сложно и одновременно просто, но интересно, – продолжает разговор Владимир Иванович. – Просто потому, что их не надо подстёгивать. А сложно потому, что нужно и самому успевать за ними. Дилетанты будут кивать головой, во всём соглашаться, им нужно давать указания и распоряжения, но никогда не можешь быть в них уверен. Мне посчастливилось работать в педколледже со многими настоящими мастерами педагогического дела, с которыми ковался наш коллектив. Я их называю первопроходцами: А. Н. Банадык, Л. Н. Викторович, Т. Н. Лехнович, И. А. Мазурок, М. Е. Пивовар, Н. Н. Рабенок, Ф. К. Станкова, Н. М.Ушакова, М. Н. Чижова. Это ответственные, преданные своему делу педагоги-энтузиасты, золотой фонд нашего учебного заведения. Не хочу никого обидеть. Можно назвать ещё много людей, которые составляли костяк и актив нашего коллектива. Но особые слова благодарности В. М. Муженко, И. М. Абрамович, Н. В. Шавловскому – заместителям директора; Т. А. Гапонюк, М. Н. Хмельницкой – завотделениями; О. В. Попову – преподавателю физвоспитания; Е. Н. Рыжковой – педагогу-воспитателю. Это люди, которые просто не умели подводить.

– Скажите, Владимир Иванович, были ли в Вашей жизни те, кто оказал на Вас наибольшее влияние?

– Я всегда старался учиться у других. Во время моего становления как человека и специалиста-педагога в своей работе, я стремился равняться на В. И. Панову, Н. И. Миц – заведующих гороно, М. Ф. Процык – завметодкабинетом гороно, З. Т. Кожемякину, Н. В. Подлипинскую – директоров СШ № 9 и № 1.

«На грани двух столетий, на переломе двух миров»

– А что бы Вы сказали по поводу такой библейской мудрости: «Лучше согрешить в милости, чем в строгости»?

– Строгость и жестокость порождает подобную же ответную реакцию. Таков закон человеческих отношений. Лучше два раза похвалить и поправить человека, чем занести его имя в приказ, и в приказе «вывалять». Мы свои кадры воспитывали и старались беречь. Работали на доверии.

– Что Вы не любите в людях?

– Не люблю предательство. Оно может проявляться в различных формах. Ещё подхалимство и неискренность, а главное – цинизм. Эти негативные качества не вписываются в мою формулу отношения к людям.

– Ваши идеалы женщины и мужчины?

– Женщина должна быть хорошей матерью и хозяйкой. А мужчина должен обеспечить семью всем необходимым, причём обеспечить это честным, достойным трудом! Только в этом случае, глядя на своих родителей, дети вырастут по-настоящему хорошими людьми.

Нашу встречу юбиляр завершает на оптимистической и поэтической ноте, обобщив словами: «Моя работа делала меня молодым и счастливым. Меня, проживавшего и живущего «На грани двух столетий, на переломе двух миров». Я рад, что посеянные мною семена разумного, доброго, светлого упали на благодатную почву и приносят хорошие плоды. Успехи выпускников педколледжа, в которых вложены частички твоего сердца и души, – это высшая для меня награда».

Спасибо, Владимир Иванович, за встречу. Здоровья Вам, добра и оптимизма. Оставайтесь, как всегда, со своей неизменной жизнерадостной улыбкой и задорным юмором!

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети