Здоровье и красота > Советы психолога

1414

Речичанам на заметку: если ребенок не хочет учиться

 +

Не так давно в редакцию позвонила обеспокоенная бабушка с такой проблемой: внук не хочет учиться. «Как же так? – удивлялась женщина. – Я вырастила детей, они выучились, получили высшее образование, труженики по жизни, а внука не заставишь взять книжку. Мой сын в этом вопросе держит нейтралитет, а невестка просит не вмешиваться: это его выбор, не хочет учиться – значит, не хочет. Дескать, у него право выбора. Что делать?» И вправду, пойми-разберись. Хотя беспокойство бабушки за внука понятно: если уповать на выбор ребенка, то можно и не заметить, как вырастет, извините, балбес. Вопрос мы переадресовали специалисту – психологу.

Похвалить, объяснить и любить

Почти пролетела первая четверть, а ребенок так и не захотел учиться в начальной школе. Пробудить в нем желание учиться не так-то просто, особенно если у него есть нелюбимые предметы, строгие преподаватели, успеваемость не самая высокая. Сидеть полдня на уроках – сами учились в школе, знаете – занятие не из самых приятных. А потом ещё дома уроки нужно выучить. А юная душа просится на свободу: прыгать, играть, веселиться с друзьями, зависать часами в компьютерных играх. Ведь в мире столько всего интересного, а тут заставляют складывать числа, писать прописи и еще говорят, что «надо», «должен», «это твоя обязанность». После таких слов вообще руки опускаются, где тут найти место «хочу». Родители, дедушки, бабушки в это время тревожатся и сомневаются.

Думается, никто не будет оспаривать то, что, если ребенка наказывать и требовать от него прилежного обучения, все равно учеба не будет ему приносить радости. Слова «надо» и «обязан» вообще звучат как приговор и для детей, и для взрослых. Если ребенок и начнет учиться после давления, так это для того, чтобы угодить родителям, а не для себя. С другой стороны, если дать ребенку свободу, чтобы он сам контролировал свои действия, то школа может пойти «под откос». Как нам найти ту золотую середину решения проблем школьника?

Вот и приходится искать воспитательные подходы для того, чтобы обойти внутреннее сопротивление ребенка и помочь ему полюбить или хотя бы немного увлечься школьными знаниями.

1. В современном образовании основным мотивом для обучения являются оценки. Ребенок учится на «отлично» и «хорошо», потому что ему нравится, когда его хвалят, к нему обращаются за помощью одноклассники, ему вручают награды и призы, ставят в пример. Ребенок чувствует вкус успеха. Поэтому прививать успешность и наслаждение успехом нужно с самого начала учебы. Если ребенок хотя бы раз испытает его, он будет стремиться к успеху всю жизнь, поэтому первым делом расскажите ребенку, как это здорово, когда тебя хвалят и любят. Пусть он знает, что родители, бабушки и дедушки верят в его успех, гордятся им и готовы помогать ему на его жизненном пути.

2. Следующий шаг – развитие талантов ученика, выбор приоритетного направления науки или искусства, которое поможет ребенку реализовать себя и свой творческий потенциал. Особенно это важно для тех, кто не успевает по основным предметам, но имеет определенные склонности к какому-либо виду творчества: театральное искусство, пение, спорт, лепка и т. д. Тогда ребенок, получая удовольствие от творчества, будет иметь силы на выполнение и других учебных программ.

3. Желательно объяснить ребенку, зачем он учится. Требовать от ребенка прилежного ученичества трудно, если он не понимает, какую выгоду он от этого получит и зачем ему вообще это нужно. Расскажите на своем примере, как школьные знания помогли вам достичь успеха в жизни и что позитивного ждет ребенка в будущем.

4. Как раз личный пример родителей, дедушек и бабушек или история о сказочном герое служат хорошим подспорьем в учебе. Если рассказать ребенку, что мама и папа в школьные годы учились отлично, и они знают, что их ребенок тоже будет успешным, то он будет тянуться к этому образу, ровняться на старших. А если рассказать ребенку, что Человек-паук хорошо учился в школе и эти знания помогали ему в поимке преступников, то ребенок захочет тоже собрать эти знания. Ведь без них герой комиксов не смог бы рассчитать, что его паутина сможет остановить поезд и не получилось бы у него рассчитать правильную траекторию полета. Если ребенок увидит, что на научных знаниях живет весь мир, и сказочный, и реальный, что природа растет по принципу золотого сечения, прочитает о чудесах света, об удивительных свойствах цифр, то его удивлению не будет конца. Так как позитивные впечатления – это важный шаг к познанию.

5. Играйте со знаниями! Лучше передавать знания в игровой форме. Пусть буквы и цифры оживают, имеют свой характер, путешествуют по сказочному миру. Пусть ребенок станет участником этого мира, помогает им навести порядок и жить в гармонии. Природу лучше изучать не в книге, а в парке или у дедушки и бабушки в деревне. Математику и письмо лучше изображать на рисунках и в сказочных историях. Применять научные знания можно и за столом в процессе ужина. Посчитать, сколько котлет сделала мама, сделать им глаза из майонеза, волосы из петрушки, придумать имена и истории о них. Можно научить ребенка взаимодействовать со стихиями. Например, изучить свойства огня, его опасность и способы взаимодействия с ним, если огонь нужно укротить. Ведь он тоже живой и имеет свой нрав. Но с ним можно договориться.

6. Научите ребенка справляться с трудностями и правильно их воспринимать. Не ругайте за плохие оценки, особенно если вы видите, что он сам напуган и расстроен. Поддержите его, скажите, что в следующий раз у него обязательно все получится. Скажите ему, что иногда случаются неудачи, но они делают нас сильнее и закаляют характер.

7. Если ребенок не может сосредоточиться, значит, возможно, у него случилась информационная перегрузка или он слишком возбужден. Снизить активность ребенка можно, дав ему возможность выплеснуть свою энергию в игре или переключить его на какое-то полезное физическое действие (уборка в доме вместе с мамой, игры, в которых нужно замирать, останавливаться, прятаться). Настраивать ребенка на учебу лучше заранее, за несколько часов до ее начала. Желательно сохранять четкий почасовой распорядок дня, чтобы организм знал, когда должен отдыхать, когда работать.

8. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек. Это унизит ребенка, подорвет ваш родительский авторитет.

9. Еще о самом главном: на личных примерах или примерах сказочных героев научите ребенка дружить со сверстниками, разбираться в людях, выбирать в друзья тех, кто способен на взаимопомощь во всех полезных делах, в горе и радости.


На заметку родителям, дедушкам и бабушкам:

  • Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
  • Ясно определите, что вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  • Предоставьте ему самостоятельность; не подменяйте воспитание гиперопекой.
  • Лучше всего не подсказывайте ему готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ним его правильные и ложные пути к цели.
  • Не пропустите момент, когда будет достигнут первый успех, похвалите ребенка даже за самое маленькое достижение.
  • Своевременно нужно показать ребенку ошибку, сделать паузу, дать осознать услышанное. Дайте почувствовать, что вы сочувствуете его ошибке, верьте в него, несмотря на оплошность.
  • Нужно всегда помнить, что с первого раза может не получиться установить контакт с ребенком: будьте терпеливыми.
  • Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

Если же вы заметили, что успеваемость ребенка стремительно падает, он находится в подавленном настроении, то нужно изучать его внутренний мир. Возможно, ребенок столкнулся с проблемой общения со сверстниками или учителями, переживает какие-то внутренние страхи, кризис. В этом случае желательно обратиться к психологу, чтобы он провел более тщательную диагностику и применил психокоррекционные подходы.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity